Главная » Статьи » Мои статьи |
Славься, Отечество наше свободное… Славься страна – мы гордимся тобой! В глазах взрослых стояли слёзы, глаза ребят
сияли как лучики, в них искрилась радость и гордость – в зале ДМШ № 19 дружным
хором пели гимн России от первого до последнего куплета! Пели все: и учащиеся
музыкальной школы, и преподаватели, и гости – студенты Политехнического
колледжа, и их руководители. В
рамках проекта «Внедрение инновационных технологий в музыкальной школе»,
отмеченного серебряной медалью Всероссийского конкурса «Учитель, перед именем
твоим…» состоялась очередная музыкальная гостиная, которую организаторы –
преподаватели теоретических дисциплин – в преддверии Дня конституции решили
посвятить истории Российского гимна. Как важно и нужно именно сейчас, в наше непростое
время, чтобы подрастающее поколение ценило и любило гимн своей страны! Да,
время непростое: с одной стороны - много говорится о необходимости
патриотического воспитания, с другой стороны -
СМИ активно насаждают безвкусицу, безнравственность, пренебрежение ко
всему национальному, пропагандируется
универсальное бескультурье и такой музыкальный плюрализм, в котором молодым
людям легко просто запутаться. Тогда и возникает подмена ценностных ориентиров.
9
декабря в зале ДМШ пели все, даже шаловливые мальчуганы. А три девчонки так и
не решились подпевать. Было видно, как
им неловко, они очень стеснялись и комплексовали, и не потому, что не знали
слов своего родного гимна – текст организаторы заботливо вывели на экран
ЖК-телевизора. Они живут в заблуждении, что петь ЭТО не «круто», возможно, что
и петь вообще не стоящее занятие. Мобильный телефон многим заменил живое
общение. А
ведь именно пение испокон веков является одним из самых объединяющих факторов.
Спетое слово острее и эмоциональнее отзывается в сердце. Вот и решили
организаторы мероприятия, посвященного Дню конституции, музыковеды О.Ю.Гаврилова и А.А.Литвиненко,
завершить праздничную встречу исполнением Гимна Российской Федерации. Накануне
знаменательного дня 12 декабря преподаватели и учащиеся не просто собрались на
концерт в музыкальной школе, ребятам теоретики-музыковеды рассказали об истории
гимна России. Юные музыканты и студенты
открыли для себя много интересных музыкальных произведений, являвшихся в разное
время прообразом официального гимна нашего Отечества или исполнявших таковую
функцию. Это духовные и светские
виватные канты XVIII века, и знаменитый полонез
Екатерининской эпохи «Гром победы раздавайся!», и «Марсельеза», и
«Интернационал», и великая музыка А.Александрова на стихи С.Михалкова и
Эль-Регистана. Как
торжественно звучал знаменитый хор «Славься»
из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)! Это старательно и
вдохновенно выводили каждый свою партию участники
старшего хора фортепианного отделения под управлением И.А.Земцовой
(концертмейстер Л.Н. Щетинина). С каким
вниманием и интересом слушала наша молодежь исполнение виватного канта
петровских времен, спетого преподавателями Л.Г.Липовцевой, А.А.Литвиненко и
О.Ю.Гавриловой! Это трехголосное торжественное (виватное) песнопение было
написано по случаю победы русского войска над Шведами под Полтавой в 1721 г. В этот день звучали произведения только в
лучшем исполнении: запись Праздничного Московского хора Свято-Данилова мужского
монастыря – мастеров акапельного пения, мужского хора Института певческой
культуры «Валаам» п/у И.Ушакова, хор
Белорусского экзархата, песни в исполнении Д.Хворостовского и М.Магомаева. Очень
важно, чтобы наши дети знали и ценили не только сами произведения, многие из
которых являются шедеврами музыкального искусства, но и выдающиеся хоровые
коллективы, величайших исполнителей – наших соотечественников. Авторы и ведущие
проекта «История Российского гимна» акцентировали внимание не только на
особенности звучания того или иного произведения, но и на манеру его
исполнения, и на соответствующую и должную манеру поведения при восприятии гимна. Эмоциональной кульминацией встречи стала песня
В.Мурадели на ст.А.Соболева «Бухенвальдский набат». Эта песня никогда не была в
претендентах на звание государственного гимна. Но она, в отличие от многих советских песен бодрого и маршевого
характера, являет собой именно гимн с могучими интонациями воззвания. Это
монументальный памятник в звуке, это пронзительное утверждение мужества, достоинства и невероятной силы духа - посвящение
узникам фашистского концлагеря Бухенвальд. Эта песня исполнялась многими
певцами в советское время, но ведущие выбрали запись М.Магомаева и детского
хора Гостелерадио СССР под управлением В.Попова. Мастерство М.Магомаева, как драматического
актера, потрясло слушателей всех возрастов. Такое внятное донесение содержания,
великолепная артикуляция – хороший пример, как нужно говорить о великих
событиях, как выражать большое чувство. Этого так не хватает современной
песенной культуре! Мы с вами свидетели того, что наши дети теряют потребность
не только грамотно выражать свои мысли вслух, но и вообще утруждать речевой
аппарат внятным говорением. Магомаев не только с полной самоотдачей пел,
он скопировал дикторскую манеру великого
Ю.Левитана, декламируя « Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте!
Слушайте!....Берегите мир! Берегите мир!» Даже те из ребят, кто сидел свободно,
опираясь на спинки кресел, вытянулись «в струну», как говорят музыканты,
«обратились в слух», улыбка сошла с лиц, появилась серьезность, глубокое переживание
сознание величия происходящего. Это дорогого стоит – такое душевное и духовное
единение взрослых, подростков и детей, когда все начинают ощущать себя частью
Общества!!! Музыка
воспитывает! Это бесспорно. Но воспитание подрастающего поколения нужно
начинать с себя, со взрослых, с нас с вами, дорогие наши соотечественники,
горожане! Вместе
с нами стояли почти 60 человек, они
встали при первом звуке гимна Российской федерации на ст. С.Михалкова и муз
А.Александрова. Юные музыканты ДМШ знакомы с академической манерой пения и
поэтому их голоса, конечно, звучали
смелее. Но и студенты, особенно, почему-то юноши, старались не отставать,
широко открывали рот, старательно имитируя оперное пение, кто - шутя, а кто - всерьез. После первого
куплета все подумали, что это конец мероприятия, но музыка продолжала звучать и
с выражением удивления, все - же продолжили пение. Всем стало ясно, что петь
придется все 3 куплета и как-то стало легко и просто, и все по-настоящему вдруг
запели, и даже от души – уж петь, так
петь! В конце гимна улыбались друг другу, как родные, будто сделали вместе
какое-то трудное, но очень долгое, важное и, как оказалось, приятное дело. И
были благодарны друг другу! Надо ли говорить о воспитании чувства патриотизма –
ведь, собственно, это и было нашей основной целью! Каждому
из нас приходится бывать на официальных мероприятиях – это и праздничные
приемы, и спортивные состязания, и т.д, и т.п. Надеемся, что проект «История
Российского гимна» поможет научить
молодежь, да и взрослых, с
душевным подъемом, вдохновенно не только воспринимать звучание нашего гимна, но
и с полной отдачей включить свой голос в хор поющих соотечественников! Патриоты
в нашей стране вырастут, если мы будем чаще с нашими детьми, не стыдясь, не
считая это «глупым, ненужным занятием» петь наш гимн – весь, от начала до
конца, гордо, с достоинством! Нужно только перестать попусту или заслуженно
критиковать государство, чиновников, политиков. В России никогда не было
времен, когда бы её жителей все устраивало. Мы живем с вами не «благодаря», а
«вопреки». Давайте учиться ценить то дорогое и прекрасное, что мы имеем –
Отечество! Давайте учиться его любить, не смотря ни на что, ценить права, знать и выполнять обязанности, данные Конституцией!
А.А.Литвиненко, преподаватель теоретических дисциплин ДМШ № 19 | |
Просмотров: 1097 | Рейтинг: 5.0/1 |