07:18 Дистанционное обучение | |
Преподаватель Гаврилова О.Ю. Задания по предмету «Музыка и окружающий мир»
1 год обучения Животные, птицы и рыбы в музыке
Музыка -это самое таинственное и волшебное из всех видов искусств. Музыка может передавать настроение и чувства, переносить в далёкое прошлое, изображать характер, звуки и красоту окружающего мира. Природа имеет свою душу и особенный язык, из которых композиторы черпали свои образы и воплощали в музыкальный шедевр. А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других животных! Многим талантливым музыкантам удалось понять язык природы и создать огромное количество прекрасных произведений. К образам природы и животных обращались следующие композиторы:
Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» http://www.youtube.com Эдвард Григ. Птичка http://www.youtube.com Д. Кабалевский Танец молодого бегемота http://www.youtube.com/watch?v=f-Y3hLdq8O8
2 год обучения Лирические протяжные песни
В наиболее художественно совершенных вариантах протяжная песня представляет одну из непревзойденных вершин в развитии музыкальной творческой мысли русского народа. Значение ведущего песенного жанра протяжная песня получает примерно с XVI –XVII веков. Лирическая и лирико-эпическая протяжная песня — это уже не древнеславянская, а именно русская народная песня с присущими ей своеобразными чертами. В лирических песнях выражаются разнообразные душевные переживания, настроения и чувства русских людей, глубоко раскрывается их духовный мир. Многие протяжные песни представляют собой непосредственное лирическое излияние, лирическую исповедь или же серьезное раздумье о жизни. Старинная протяжная песня выделяется среди других песенных жанров красотой своего облика, глубиной и серьезностью содержания. Определение «протяжная» утвердилось в русской литературе в XVIII веке. В народе медленные лирические и лирико-эпические нюни называются также «долгими», «строгими», «тяжелыми», широкими», «проголосными», а иногда еще «тягловыми», «волоковыми». Нередко духовный мир песенных героев раскрывается в весьма конкретной жизненной обстановке, в типических обстоятельствах, и непосредственной близости к повседневному быту. Отсюда элементы повествовательности, сюжетности, отличающие многие протяжные песни («Горы», «Поле чистое», «Степь»). Наряду с тем встречается немало песен, содержание которых — всецело область душевных переживаний, они не содержат элементов повествования («Скажите вы, мысли», «Ах, кто бы мне, ах, моему горюшку помог»). Поэтическое содержание протяжных лирических песен образно. В них поется о любви к русской земле и природе, родному краю, о горе разлуки с родной стороной и одинокой смерти на чужбине, о тяжелой крестьянской доле, о трудной жизни бурлаков, батраков и переселенцев, о судьбах участников крестьянских восстаний и боевой походной жизни русских воинов: казаков, солдат, ополченцев. Тема смерти в чужом краю — одна из старейших. Многие лирико-эпические песни начинаются зарисовкой места действия, пейзажа сурового и мрачного. Образы бесплодных гор, ничего не породивших кроме бел-горюч камня, одинокий ракитов куст (древний символ горя), «дикая степь», над которой летает черный ворон, — все это воссоздает картину разорения и запустения, образ древнего поля брани времен борьбы со степными кочевниками. Зловещие образы хищных птиц — орла и ворона — выступают в качестве традиционных предвестников несчастья, смерти. Молодецкая лирика. В песнях вольницы многообразно pacкрывается большая, общественно значимая тема протеста против несправедливости и гнета самодержавно-крепостнического строя. В ярких поэтических образах эти песни воспевают свободолюбивый характер тех сильных духом русских людей, которые не мирились с порабощением, стремились к борьбе за лучшее будущее, вольную жизнь. Большинство молодецких протяжных песен — это лирика серьезных жизненных испытаний. Характерные черты этих песен — неизбывная энергия, мужественная поступь, упорная, несгибаемая воля к жизни. Мелодическим источником многих протяжных песен (особенно женских) были попевки причитаний и грустных свадебных песен. Интонационный строй молодецких песен (за немногим исключением) принципиально иной. Их основу нередко составляли волевые возгласы и энергичные распевы бурлацких трудовых приценок. Герои многих молодецких песен — орел и сокол («Высоко сокол летает», «На родимую сторонку сокол ясный прилетал»). Характерно поэтическое противопоставление «воли» и «неволи» в образах вольной птицы (жаворонка, соловушки, орла) и молодца, томящегося в темнице, например в воронежской протяжной «Соловей, соловьюшек» (ее зачин сходен с первой мелодической фразой вступления к опере «Борис Годунов» Мусоргского, темой народного бедствия). Для поэтики молодецких песен особенно характерны образы темного леса, зеленой дубравы, служившей укрытием от преследования, образы больших русских рек. Скрывавшимся от крепостной неволи или преследований карательных отрядов реки служили надежной дорогой «на волю». Песни о семейном гнете. Наряду с крепнущим протестом против социального гнета в XVII—XV11I веках растет чувство возмущения косным укладом семейной жизни. Лирические песни такого содержания проникнуты эмоциональным протестом против патриархального деспотизма, сковывавшего свободу личного чувства, против бесправного, подневольного положения женщины. Повсеместное распространение имели еще в прошлом веке такие песни, как «Лучина», меркнущий свет которой стал олицетворением безрадостной женской доли. Еще более была популярна девичья песня «Калинушка с малинушкой лазоревый цвет. Любовно-лирическая тема развивается чаще всего в протяжных песнях о прощальной встрече («Черемушка») и горестной разлуке «Надоели ночи, надоскучили», «Не одна в поле дороженька»). В песнях такого рода о любви поется, как о большом серьезном чувстве, определяющем всю дальнейшую судьбу человека. Их отличает строгая сдержанность в выражении чувства, задушевность, теплота. Песни о социальном бесправье. Это песни о «воле и неволе»: о несправедливостях крепостнического строя, разорении крестьянине хозяйства, а позднее о таких типичных социальных явлениях, как бурлачество, рекрутчина, солдатчина, тюремное заточение. Старинные песни «работных людей» о подневольном фабрично-заводском и шахтерском труде также иногда принадлежат жанру распевной протяжной песни. Чаще всего это песни о родной и чужой стороне с традиционным противопоставлением «воли и неволи». Эти песни проникнуты скорбными, горестными настроениями, порой в них слышатся гневные, негодующие интонации, горькие упреки по адресу угнетателей народа. Большинству протяжных песен присущи: широта мелодического развития; выразительное применение разнохарактерных внутрислоговых попевок и мелодических «разводов»; использование (особенно в зачинах) широких интонационных ходов, таких, как секста, септима, октава, почти не встречавшихся в обрядово-бытовых песенных жанрах; существенное увеличение звукового объема напева в сольных («одиночных») вариантах; богатство и разнообразие полифонического подголосочного склада в ансамблевых и хоровых распевах; распевность — как основной способ свободного и протяженного развития мелодической мысли, развертываемой на «большом» дыхании; свобода ритмического изложения, не скованного периодичностью стиховых и музыкальных акцентов. В многообразии вариантов старинных лирических песен нередко можно встретить напевы сравнительно простого мелодического склада, доступные исполнению средних певцов. Условно их можно назвать массово-обиходными. Им не свойственна широта диапазона, объем их не превышает септимы - октавы («Уж ты поле»). Более простым лирическим напевам присущи ясная пропорциональность строения и ритмическая четкость. Стиховые строчки в них, как правило, равнослоговые. Распевание слогов тонко-выразительными попевками — важная сторона мелодий протяжных песен. Обычно в каждой песенной фразе хотя бы один слог «распевается». Иногда же «распевается» большая часть песенных слогов, почти все. Словесные повторы — существенная особенность распевов протяжных песен. Иногда повторяются отдельные слова, например в бурлацкой «Подуй, подуй, непогодушка» из сборника Балакирева: Подуй, подуй, непогодушка, Эх, немаленькая! Раздуй, развей ты рябинушку, Эй, кудрявенькую... Заной, заной ты, сердечушко, Эх, ретивенькое... Словообрывы. Нетрудно заметить, что в сольных запевах протяжных песен последнее слово часто не допевается. Его подхватывают, вступая, остальные голоса ансамбля или хора: Запев: Не велят Маше за ре... Все: За реченьку ходить. Ох, и не велят Маше моло... Молодчика любить... Прием этот весьма давнего происхождения. Его часто можно встретить в древнейших по своему мелодическому облику похоронных причетах и календарных песнях, с той лишь разницей, что в этих жанрах недопетый слог нередко скандируется, переходя в разговорную речь. В лирических же песнях словообрывы становится типическим выразительным приемом. Огласовка. Как уже говорилось, важным приемом мелодического развития протяжной песни является распевание слогов выразительными попевками. При этом «распеваются» не только гласные, но и согласные. В таких случаях между согласными появляются дополнительные гласные, отсутствующие в речевом произнесении того или иного слова. Вставные возгласы «эх», «ах», «ох и», «да не» играют существенную роль в процессе распевания исходного текста, превращения его в широкоохватную мелодию «большого дыхания».
«Черный ворон» https://vnclip.net ; «Спится мне, младешеньке» https://arclip.net
3 год обучения Виды хоров и ансамблей Смотрим и записываем для памяти в тетрадь:
Задания по сольфеджио 1 класс фортепиано, Народные инструменты 8 лет обучения
Если у вас возникнут вопросы, можно связаться со мной через WhatsApp 8 905 947 8344 или по электронной почте olga.gav2011@yandex.ru
4 класс народные инструменты На сайте школы скачайте учебник Варламовой и Семченко Сольфеджио для 4 класса
Письменные задания фотографируете и присылаете WhatsApp 8 905 947 8344 или по электронной почте olga.gav2011@yandex.ru
8 класс ф-но Работаем по 2 учебникам: известный вам Калмыков, Фридкин Сольфеджио 1 часть одноголосие и еще один: Ю. Фролова Сольфеджио 6-7- класс (ищите его на сайте школы и скачивайте себе).
Письменные задания фотографируете, спетое записываете звуковым файлом и присылаете WhatsApp 8 905 947 8344 или по электронной почте olga.gav2011@yandex.ru Ссылка на учебник http://Золина Домашние задания по сольфеджио 1 класс.pdf Ссылка на учебник Ворламова - Семченко Сольфеджио 4 класс 1 часть https://yadi.sk/i/kcOQSqNYgOJnJA Ссылка на учебник Фролова Сольфеджио 6-7 класс https://yadi.sk/i/mKGaT4Fjp0fFaQ | |
|