07:49 Дистанционное обучение | |
Задания преподавателя Литвиненко А.А. Муз. лит: 1 НИ - 4 Ф-но : присылаем предыдущее Д/З мне на электронку или в соц сети ВК, ОК,WhatsApp (кому как удобно).Напоминаю, что жду выписанные в тетрадь группы инструментов симфонического оркестра и названия инструментов каждой группы. НА этой неделе слушаем симфоническую сказку С.Прокофьева "Петя и волк"
и смотрим мультфильм
Запоминаем какие инструменты стали исполнителями главных ролей в сказке. Ответы жду ВК, ОК, WhatsApp,annalitvinenk@yandex.ru 2 НИ - 5 Ф-но : Друзья мои, величайшее органное сочинение Баха - Токката и фуга ре-минор - уникальное свидетельство эпохи, когда царил в искусстве стиль Барокко. В музыке это эпоха полифонии, когда каждая мелодическая линия - выразитель голоса героя или его действия, а образ создается благодаря переплетению, совокупности звучания этих мелодий. Так вот, токата и фуга ре-минор создавалась в эпоху величайших научных открытий в астрономии, медицине, физике, географии и проч. Это время диспутов, симпозиумов,научных и богословских споров. Передать атмосферу всего этого - задача произведения. Перед нами Бах разворачивает грандиозную картину своего времени, обращаясь к нам ,слушателям за вниманием. ПОэтому есть грандиозное и внушительное вступление, оно построено на декламационных репликах в унисон и звуковых аккордовых пятен, на "форте" охватывающих все регистры органа. А как ещё показать нам величие темы, касающейся всего человечества, грандиозности и масштаба её значения (да одно только то,что Земля вращается с другими планетами вокруг Солнца,а не наоборот, в те времена потрясало умы!!! А сколько таких открытий, перевернувших представление человечества о себе, случилось в те времена!!!). Токката-жанр моторной, энергичной музыки. Вот мы с вами и слышим беглость и запальчивость речи участников такой конференции или любого другого ученого собрания, где есть место и маститым профессорам , и пытливым студентам - их голоса Бах распределяет в репликах разных тембров и регистров органа. Конечно, музыка создает нам обобщенный образ, не конкретного диспута, а таких вот, очень характерных для той эпохи собраний )) Если токката показала нам саму атмосферу такого собрания-напряженную, полную энергичной речи, то фуга,вторая пьеса, продолжает показ характера общения умных людей между собой. В четырехголосной фуге мы слышим и вступающие первыми голоса и высказывания на заявленную тему (она лаконична, кратка) сначала молодых ученых, а затем более маститых мэтров (самым последним вступает в разговор тот, чей голос поручен педальной ножной клавиатуре органа). Заметьте,друзья мои, что Бах не только вкладывает в уста своих героев мелодию краткой темы-реплики, но и дает возможность каждому развить мысль и даже поспорить, прежде чем вступит новый участник разговора. Такой прием у музыкантов называется канонической имитацией, когда голоса вступают поочередно, пропевая те же интонации на другой высоте и даже в другом регистре (ну как-то же надо нам дать понять,что наши герои разного возраста, статуса и темперамента!!!) После ЭКСПОЗИЦИИ образов следует развитие, где наше с вами ухо слышит и имитации, и секвенции (перемещение мотивов по высоте и направлению), смену ладового и ритмического звучания реплик. Словом, композитор использует самые разнообразные технические полифонические приемы, чтобы мы бежали мыслью за ходом дискуссии. Кстати, ФУГА дословно переводится как "БЕГ". Вот нашу мысль и побуждают к бегу за мыслью героев! Фуга , по традиции, трехчастна, есть и реприза и даже музыкальное послесловие - КОДА, своеобразное заключение, подводящее итог пережитому, услышанному. Таким образом Бах создает очень четкую, симметричную композицию: вступление - основная часть ( токката и фуга) - заключение. Всё по законам композиции и драматургии, как в театральной пьесе. Возможно,что и поэтому тоже именно Токката и фуга ре -минор по сей день одно из самых любимых и актуальных произведений и для исполнителей,и для слушателей. Да простит меня автор учебника, но на второй вопрос стр. 19 об образном характере произведения в материале на стр. 13-14 вы не найдете ни слова объяснения, одна технология. Я ВАМ ЗАДАМ ДРУГОЙ ВОПРОС ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: как вы думаете , почему токкаты и фуги писали для органа, а не для клавесина или для ансамбля струнных,например, или даже не для оркестровой капеллы? Свои размышлизмы присылайте мне ВК, ОК,WhatsApp или на адрес электронной почты annalitvinenk@yandex.ru
3 НИ-6 Ф-но муз. лит.: напоминаю,что изучаем творчество Франца Шуберта. Буду безмерно благодарна, если в течение двух недель пришлете мне хронограф или краткое описание жизни и творчества Шуберта, можно традиционные 10 вопросов, которые вы посчитали бы нужным задать собеседнику на знание биографии и деятельности композитора. На выбор - кому как нравится. Я пока дома-проверю,не спеша)) Далее, эту неделю читаем главу "Песни" на стр 62-66 в Брянцевой. Слушаем указанные там песни и те,что я дополнительно просила (посмотрите задание за прошлую неделю). Выберите себе 5 из 10 вопросов в конце главы по песням, которые,на ваш взгляд вам помогут составить толковый рассказ о вокальном творчестве Шуберта для экзамена. Ответ жду в течение недели ВК,ОК, WhatsApp или на электронку (как удобно) annalitvinenk@ya.ru 4 НИ-7 Ф-но муз.лит.: друзья мои, штудируем до посинения оперу "Князь Игорь" , кто не посмотрел ещё-смотрим.Кто посмотрел на один раз - МОЛОДЦЫ!!! Смотрим ещё на раз или на два))) Серьёзно,вдумчиво, запоминая главные музыкальные характеристики. А мне вы списочком пришлёте, какие вы сольные номера и из какого действия оперы считаете главными, достойными быть выученными наизусть для демонстрации на экзамене)) У Кн.Игоря, у хана Кончака, у народа русского, у половцев? УЧЕБНИК ВАМ В ПОМОЩЬ!!! Ответы жду ВК, ОК, WhatsApp,annalitvinenk@yandex.ru 5 НИ-8 Ф-но муз.лит.: ребята, продолжаем знакомство с оперой "Евгений Онегин". Кто ещё не посмотрел фильм-оперу 1958 г. - смотрите. Кто посмотрел, те смотрят ещё на раз,обязательно, очень внимательно. Обращаем внимание теперь на музыкальные характеристики главных героев. Развернутая характеристика Татьяны во 2 картине представлена чередой ариозо. ПОЧЕМУ? Почему не традиционная трехчастная ария? Чайковский не зря именно так строит сцену письма. Оно о любви. Это целая череда разных состояний героини, многообразная палитра чувств - от интимно-тайных до ярко и открыто, эмоционально выраженных. Потому им соответствуют краткие ариозо и их много. Таков прием композиторский...ЗАДАНИЕ: дайте кратко характеристику этим ариозным фрагментам письменно,как мы это обычно делаем,отталкиваясь от настроения и чувств героини и тем, что слышит ухо-какими средствами музыки эти чувства и настроения выражены: интонации, сопровождение, динамика и проч. ПИСЬМЕННО в тетрадь. Сравните, что-то поменялось в образе героини и в музыкальной характеристике в 6 и 7 картинах? Ответы жду ВК, ОК, WhatsApp или annalitvinenk@yandex.ru. Ссылка на фильм: | |
|