05:44 Кто не помнит старое, тот не видит будущее | |
26 января
2013 года Кемеровской области исполняется 70 лет. В 1943 году, в обстановке коренного перелома на фронте, в
целях увеличения добычи угля, выпуска металлов и военной продукции для нужд
фронта на предприятиях Кузбасса, Президиум Верховного Совета СССР указом от 26
января принял решение о выделении из Новосибирской области Кузбасса и о
создании на его территории Кемеровской области. В новую область вошли 17,5%
территории Новосибирской области, 9 из 12 городов областного подчинения, 17 из
20 рабочих поселков, 23 из 75 районов. Население Кемеровской области составило
42% от численности всего населения Новосибирской области. Областным центром
стал город Кемерово. Сегодня это наиболее динамично развивающийся регион
Российской Федерации с бурными впечатляющими событиями, многослойной историей. Но есть в Кузбассе город, которому
суждено было стать не только современником важных событий, всколыхнувших всю
страну, но и их участником. Анжеро-Судженск – рудник и город - центр угольной промышленности
края, колыбель революции Кузбасса. И какой бы области я не коснулась, всюду
героическое прошлое стоит рядом. А начиналось все в
30-е годы. Город Анжеро-Судженск
был совсем молод, но имел уже развитую сеть промышленных предприятий.
Культурных учреждений было всего два – Дом шахтера и Дом культуры имени
Рабиновича (ныне Дворец культуры «Судженский»). Решением V партийной конференции и VIII съезда комсомола была объявлена
культурная мобилизация для приобщения к культурным ценностям широких
рабоче-крестьянских масс. В нашем городе данное решение воплотилось в
создание в1929 году музыкального кружка
при Доме культуры имени Рабиновича. У истоков этого начинания стояла Изабелла
Севастьяновна Гранат, которая приехала в наш город из Томска, выполняя задание
партии и комсомола. Этот кружок быстро
разросся, и у Гранат появилась помощница – Мария Дмитриевна Попова. Тогда и встал вопрос о присвоении кружку статуса
музыкальной школы. Из кабинета в
кабинет, от одного руководителя к другому ходила и неутомимо доказывала,
убеждала в необходимости начального музыкального образования. И.С.
Гранат едет в Новосибирск, обращается в комитет по делам искусств, с просьбой
взять под свое крыло музыкальный кружок г. Анжеро-Судженска. Приезжает проверяющий,
присматривается к юным музыкантам. Его впечатления отразились во фразе:
«Ничтожная материальная база и горячий энтузиазм». Решено принять музыкальный
кружок в систему комитета по делам искусств. 15 ноября 1938 года в трудовой
книжке И.С. Гранат появляется запись: «Преподавательница музыкальной школы при
Гороно». Эта дата является днем рождения музыкальной школы №19. В жизнь шахтерского городка стала входить
музыка. За первые года существования школа сменила несколько мест
пребывания. В начале работают всего два
преподавателя: Гранат Изабелла Севастьяновна и Попова Мария Дмитриевна, 30
учеников; но уже в 1940 году газета «Борьба за уголь» писала: «Из всего
количества детей музыкальной школы (а их теперь уже 54 человека) можно назвать
многих, проявивших музыкальные способности: Коля Березин, Рита Сизова, Люся
Тузова, Броня Крыжановский».
В 1941 году контингент учащихся школы составляет 113 человек.
Работают 6 преподавателей. Открыты классы скрипки и баяна. Но на пороге
страшное известие – война. Директор школы
Гавриил Александрович Леончик уходит на фронт. Обязанности директора
возлагаются на Александра Николаевича Гланца. Условия учебы были
нелегкими: не хватало инструментов, ребята занимались рано утром или
поздним вечером, во внеурочное время. Это видно
из приказа №78 от 28 мая 1944 года: «Уволить преподавателя по классу баяна
Бронислава Кржижановского по причине неисправности баянов и невозможности их
отремонтировать. Класс баяна временно закрыть, учащимся предоставить
академический отпуск». В эти трудные годы количество учащихся заметно падает,
часть детей оставляют занятия в школе ввиду тяжелых материальных условий в
семьях. Занятия проводятся на квартире И.С. Гранат. Прекрасно зная
семейное положение каждого ученика, Изабелла Севастьяновна, разделив свой
скудный хлебопаек, который весил 400г, вкладывает наиболее нуждающимся кусочки
хлеба среди листов нотных сборников. В
военное время особенно много внимания уделяется воспитанию активной гражданской
позиции. Был дан не один десяток концертов перед ранеными воинами в госпиталях
города. Ее соратница М.Д.Попова вспоминала: «У меня сохранилась о ней самая
светлая память. Она была исключительно принципиальный человек, беззаветно
преданной порученному делу… Я всегда видела в ней старшего товарища по работе,
внимательного, благожелательного и бескорыстного. И.С. Гранат отличалась
исключительной скромностью и всегда старалась оставаться в тени». Работа в
школе Гранат И.С. была прервана болезнью. По совету врачей она меняет
местожительства, переезжая в Ригу. После выздоровления вновь возвращается в город, в свою любимую
школу. Умерла 28 апреля 1955 года. Послевоенные годы были тоже
нелегкими. Мирная жизнь налаживалась постепенно. В 1952 году музыкальная школа получила новое двухэтажное здание.
Теплые, светлые, просторные (по тем временам) классы. Музыке обучались 190
девчонок и мальчишек. Ощущается большой недостаток в музыкальных инструментах. В 1956 году коллектив преподавателей из 8 человек возглавляет
Патрушев Иннокентий Григорьевич, участник Великой отечественной войны, который «стоял
у руля» до 1977 года, был преподавателем по классу баяна и духовых
инструментов, многие годы руководил духовым оркестром и явился создателем
ансамбля баянистов. В этом же году открывается
вечерняя школа для взрослых – ШОМО №1 (школа общего музыкального образования). 1961 год. Издан приказ областного управления культуры о
создании кустовых методических объединений. Наша школа возглавила методическое объединение севера Кемеровской
области, помогая в методической работе преподавателям музыкальных школ Яи,
Ижморки, Мариинска, Тяжина, Тисуля по
настоящее время. 1962 год. Открыт классы домры, созданы оркестры учащихся русских народных инструментов и баянистов, а спустя два года, по инициативе директора школы Патрушева Иннокентия Григорьевича появился и педагогический оркестр. Первым руководителем стал преподаватель по классу баяна Юрченко Николай Макарович. Несмотря на то, что коллектив существует уже более 40 лет, число его руководителей невелико: всего 3 человека: Николай Макарович Юрченко, Иван Антонович Козлитин и нынешний руководитель, директор школы Любовь Сергеевна Кинева. В состав оркестра вошли преподаватели разных специальностей – пианисты, аккордеонисты, теоретики. Для того, чтобы освоить оркестровые инструменты - домры и балалайки, много занимались дополнительно. По этой причине оркестр нельзя назвать профессиональным – в дипломах его участников нет записи «Артист оркестра». Но благодаря энтузиазму исполнителей оркестр много концертирует, выступая на многих городских мероприятиях. Коллектив быстро накопил богатый разнообразный репертуар от популярной музыки до классических произведений, в том числе инструментальных концертов. В 70-е годы оркестр неоднократно выступал на областном телевидении. Коллектив регулярно обменивается творческим опытом с другими подобными коллективами, выезжая за пределы города и принимая у себя коллег. Многие преподаватели, отработав в школе по 25 и более лет, все эти годы играют в оркестре. Благодаря стараниям администрации города коллектив имеет концертные костюмы, которые создают торжественный, праздничный вид. Оркестр русских народных инструментов Детской музыкальной школы №19 не единственный творческий коллектив города. Именно они развивают культуру в городе и прославляют его. С 1972 в школе существует ансамбль аккордеонистов. Многие годы им руководит Татьяна Андреевна Полуэктова. В
середине 80-х в школе открыт класс гитары, у истоков которого стоял Игорь
Николаевич Небоженко. Самый молодой класс – класс эстрадного вокала – работает с 2002 года. В 2009 году по инициативе управления культуры администрации Анжеро-Судженского городского округа на базе нашей школы было создано Городское методическое объединение образовательных учреждений управления культуры (музыкальные отделения). Возглавила его нынешний директор школы Кинева Любовь Сергеевна. В школе работают творческие
коллективы учащихся и преподавателей: • хоры и вокальные группы учащихся фортепианного отделения (руководитель
И.А. Земцова, концертмейстеры С.Л. Носкова, Л.Н. Щетинина); • оркестр русских народных инструментов учащихся школы
(руководитель Л.С. Кинева); • ансамбль аккордеонистов (руководитель Т.А. Полуэктова); • педагогический оркестр русских народных инструментов (руководитель Л.С.
Кинева); •дуэт аккордеонистов «Вдохновение» в составе Л.Р. Поляковой и Л.С. Киневой; • ансамбль русских народных инструментов «Гармония» (руководитель Батурина
О.Е.).
Концертно-просветительская
работа – неотъемлемая часть работы школы. Концертная деятельность позволяет
применить на практике все те знания, умения и навыки, которые учащиеся получают
на уроках, а также реально оценить и увидеть результаты учебной работы
преподавателей, создать ситуацию успеха для учащихся, ощутить социальную
значимость своей деятельности. Концертная работа позволяет установить связи с
общественностью, социумом, утвердить статус школы, ее положение в системе
учреждений культуры города. В
школе работают филармония и детская лекторская группа «Лира». Работу школьной
филармонии координирует преподаватель Т.В. Загидулина. В ее обязанности входит
планирование и координация работы школьной филармонии, контроль качества
мероприятий, статистика концертно-просветительской деятельности. Планирование работы
школьной филармонии осуществляется в нескольких направлениях: - концерты, посвящённые юбилейным датам; - концерты, посвящённые календарным праздникам; - концерты в школах, детских садах, учреждениях, с которыми заключены
договоры о сотрудничестве просветительской направленности; - рекламные концерты с целью набора на новый учебный год; - отчётные концерты школы. Школа работает с
различными слоями населения: комплексным центром социальной защиты населения
«Забота», Домом милосердия, ветеранами образования, приютом «Аист»,
детскими садами, общеобразовательными школами, детским эколого-биологическим
центром. В
течение отчетного учебного года прошла перестройка детской лекторской
группы «Лира», связанная с приходом нового руководителя – преподавателя
теоретических дисциплин А.А. Литвиненко. Цель данного объединения - включение
юных музыкантов в просветительскую деятельность. Ребята успешно читали лекции в
общеобразовательных школах, были ведущими концертов. О пользе данной работы
говорят многочисленные отзывы и слова благодарности, приложенные к протоколам заседаний. Традиционными для школы
являются: отчетные концерты учащихся и преподавателей в конце каждого полугодия
и Праздник посвящения первоклассников в музыканты. Поддержание и
продолжение многолетних традиций – одна из форм патриотического воспитания
учащихся, практическая демонстрация преемственности поколений.
В 2013 году Детской музыкальной
школе №19 города Анжеро-Судженска исполняется 75 лет. Сегодня школа представляет
собой большой, дружный коллектив, состоящий из 250 учащихся, 28 преподавателей,
8 технических исполнителей. В школе работают 7 классов: фортепиано, аккордеона,
баяна, домры, гитары, флейты, эстрадного вокала. Большая часть преподавателей в
разные годы закончили ДМШ №19. Коллектив славен добрыми традициями, которые бережно
хранятся и преумножаются. В школе учатся победители различных конкурсов и
олимпиад, стипендиаты «Губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса», самые одаренные выпускники продолжают учиться
любимой профессии в специальных учебных заведениях. Наши выпускники работают по
всей России и за ее пределами. Это всегда чудо, когда музыка может собрать,
объединить людей и поделиться своей добротой и теплом, чтобы потом все делились
своей добротой и делали всех нас лучше и лучше. Музыка-это чудо, это
волшебство!
| |
|