05:55 "Перед нами - гении!" | |
«Перед нами – гении!» Под таким названием уже 5 лет в Детской музыкальной школе № 19 проходят музыкальные гостиные, организованные лекторской просветительской группой «Лира». Эти встречи направлены на привлечение внимания юных музыкантов, их преподавателей и родителей, друзей и знакомых к творчеству великих композиторов и исполнителей. Целая серия встреч в музыкальной гостиной этого сезона посвящена жизни и творчеству великого русского композитора, дирижера, общественного деятеля Петра Ильича Чайковского. В 2015 году весь мир отмечает 175-летний юбилей со Дня его рождения. Этого музыканта знает и любит весь мир. Посетив с гастролями Америку, Чайковский в своё время был приятно удивлен популярности своей музыки за рубежом. Его считают тонким психологом, мастером-симфонистом, музыкальным драматургом. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Он писал во всех жанрах, вплоть до церковных песнопений. Его перу принадлежат оперы: «Евгений Онегин», лирические сцены из романа А.С.Пушкина, историческая опера «Мазепа», сказочная опера «Черевички» по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Опера драма «Пиковая дама», лирическая одноактная опера «Иоланта» - жемчужины оперного искусства. Каждый школьник может без труда назвать его балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»! Музыкальные фрагменты из этих классических балетов сразу стали любимы в среде дворян и русской интеллигенции. Их и в наши дни исполняют в ансамблях и сольно, в концертных вариантах – профессионалы и в облегченных переложениях - любители. Его фортепианные концерты и пьесы входят в программу международных конкурсов. В музыкальной гостиной, собравшей учащихся, преподавателей и родителей 20 и 25 ноября в концертном зале ДМШ звучали пьесы Чайковского из «Детского альбома», из фортепианного цикла «Времена года» в исполнении преподавателей Ю.А. Баскаковой, Н.А. Ильиной, С.С. Мухутдиновой. Высокий исполнительский уровень позволил слушателям почувствовать всё богатство и выразительность мелодики Чайковского, чуткость и проникновенность его интонаций. Его Ноктюрн до-диез минор исполнила сама ведущая. Слушатели ещё раз убедились в том, что рояль- король инструментов! «Танец Феи Драже» звучал на нём так волшебно, будто и в самом деле играет необычный инструмент челеста, со своим хрустальным звуком от стеклянных пластиночек. Создать такой эффект смогли преподаватели по классу фортепиано Н.А.Ильина и Л.В.Дуванова, сыгравшие этот знаменитый фрагмент из балета «Щелкунчик». Вокальная лирика была представлена романсом «Хотел бы в единое слово» на стихи Г.Гейне. Автор и ведущая А.А.Литвиненко предложила зрительскому вниманию исполнение лучшего мирового баритона М.Магомаева. Его эмоциональная, мужественная подача, высочайший профессионализм и артистизм вызвал такой шквал аплодисментов, как будто исполнитель был в зале, а не в записи на ЖК-телевизоре. Для ребят было интересно узнать, что первое образование Чайковского было «юриспруденция» – он был выпускником знаменитого Императорского училища правоведения в Петербурге (это о них в студенческой среде сложилась смешная песенка «Чижик-пыжик, где ты был?»). И, все же, оставив должность в департаменте Министерства юстиции, он поступил в консерваторию, окончив её с Большой серебряной медалью. Оцените этот смелый шаг и самоотверженность! По окончании консерватории Чайковский был сразу же приглашен на должность профессора по классу композиции в Московскую консерваторию. Его очень любили и уважали студенты и преподаватели за тактичность, вежливость, справедливость и твердость убеждений. За 13 лет преподавательской деятельности он воспитал целую плеяду композиторов с мировым именем: С.И.Танеев, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин. Его образ мысли, методы и приёмы композиции повлияли на формирование стиля таких выдающихся композиторов как А. С.Аренский, А. К.Глазунов, Н.Я.Мясковский и И.Ф.Стравинский. И ребятам, и взрослым было интересно узнать подлинные факты из личной жизни Чайковского, тем более что статьи в интернете носят подчас не только противоречивый, но зачастую прямо скандальный характер. В погоне за сенсационностью с 1990-х годов бестактно, цинично и недопустимо искажается облик этого человека. А ведь он с 14 лет, оставшись без матери, взял на себя заботу о четырехлетних братьях- близнецах! Помогал материально не только отцу, но и бывшей гувернантке-француженке, уехавшей на родину во Францию. Горячо поддерживал молодых талантливых композиторов, присутствуя лично на премьерах, давая положительные, умные и грамотные рецензии в прессе. Кстати, для меня самой его критические статьи, их содержание, их тон – мягкий, деликатный, вежливый, доброжелательный и при этом убедительный – стал величайшим примером! Не возможно даже в рамках музыкальной гостиной охватить всё многообразие тем, отраженных в творчестве этого гения! Это и исторические события, и сказка, и воспевание природы, и лирические чувства, и конечно тема судьбы, рока, мытарства и переживания души. И все же ребята услышали фрагменты из многих произведений, не все из которых входят в программу обучения: главная партия увертюры - фантазии «Ромео и Джульетта», 4 и 6 «Патетической» симфоний. Удалось проследить линию развития тем, идей, методов и композиторских приёмов. С большим интересом и дети, и взрослые смотрели фрагменты фильма- оперы «Евгений Онегин», балетов «Лебединое озеро» с М.Плисецкой в главной роли и «Щелкунчик» в постановке Ж.Баланчина (Нью-Йорк). Участники музыкальной гостиной получили добрые советы, в каком именно исполнении и постановке стоит первый раз посмотреть ту или иную оперу, тот или иной балет. Поэтому, для первого знакомства с оперой или балетом я рекомендую фильмы-оперы и фильмы-балеты, которые сняты ещё в 1950-х годах – не удивляйтесь, дорогие читатели! Это фильмы – шедевры, они сами – произведения искусства! Открывала и закрывала гостиную тема 1 фортепианного концерта – эта живая, полная энергии и надежды потрясающая музыка, ставшая символом Международного конкурса пианистов имени Чайковского в Москве. Зрители уходили переполненные восхищением и благодарностью этому великому человеку, гордостью за то, что мы - его соотечественники! А я - автор и ведущая музыкальной гостиной в очередной раз подумала, что именно в наше время, когда многие в одиночку проводят время у телевизоров и компьютеров, очень важно – слушать музыку вместе, сопереживать вместе, проживать её вместе! Музыка Чайковского – такая родная, понятная, волнующая – это наше богатство! Перед нами - гений!
А.А.Литвиненко, музыковед – преподаватель, руководитель лекторской группы «Лира». | |
|