04:01 Заметки музыковеда | |
Заметки музыковеда На дворе сорокоградусные морозы, а в музыкальной школе своим чередом идут занятия с самыми настойчивыми учениками. Как известно, «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а тот, кто тепло одевается»! Старые, но верные своему делу инструменты тоже чувствуют холод, как люди, им тоже комфортнее без резких температурных перепадов. Человеку в жуткий мороз хочется под теплый плед, а от холода невольно сжимаешься, и настроение не то, и реакции все менее активны - организм бережет энергию. Музыкальные инструменты тоже становятся от холода «не в настроении», немного расстраиваются. Они у нас «ветераны», у многих по 40-50 лет трудового стажа! И, как говорил в письме пёс Шарик – герой м/ф «Трое из Простоквашино» - «то лапы ломит, то хвост отваливается», без ремонта, порой, не обойтись. Зато у большинства наших инструментов красивейшие голоса-тембры, многие из них сделаны на настоящих музыкальных заводах, как знаменитые пианино «Petroff» или рояль «Weinbach» - это настоящие благородные «немцы» и «чехи»! А ещё мы рассказали ребятам, что немецкий городок Клингенталь, знаменитый на весь мир своим горнолыжным курортом и трассой, где проходят Международные соревнования, - это родина тех самых аккордеонов фирмы Weltmeister, на которых они играют во время занятий и на концертах! У фортепиано (пианино) наших отечественных фирм «Красный Октябрь» и «Кузбасс» есть свои достоинства - у них крепкая механика, и пусть многие перешагнули сороколетний порог своей музыкальной жизни, но именно эти «старики» были сделаны на совесть. Уже самым юным музыкантам преподаватели объясняют, что инструменты, как дети- с ними надо играть. Да-да, с ними, а не на них! И тогда даже самая простая гамма звуков превращается в прекраснейшую музыку! Кто из вас знает, что тема знаменитого «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – это две гаммы, мажорная и минорная, сыгранные сверху вниз от ноты «соль» и от ноты «ми»? А мелодия Джульетты - юной девочки, проказницы, ещё не знающей любви, ещё не встретившей своего Ромео, - это стремительно взлетающая до-мажорная гамма звуков! Такую характеристику придумал С.С.Прокофьев героине своего балета «Ромео и Джульетта». А сколько еще секретов предстоит открыть нашим ребятам на пути музыкального творчества! Сейчас, да и на протяжении двухсот лет, очень модно играть на гитаре. Изрядное количество пришедших записываться в музыкальную школу, это те, кто искренне уверен, что гитара-это единственное, что ему в жизни нужно, для реализации своих желаний, способностей. Но многие убеждаются, что главное-это любовь к музыке и музицированию. Тогда любой инструмент, с которым ты будешь играть вместе, станет добрым другом! Сама идея музыкальных школ, устроенных ещё в середине XIX века А.Г.Рубинштейном, М.А.Балакиревым, Г.Я Ломакиным,в заключается в том, чтобы воспитать грамотных музыкантов, получивших универсальные комплексные знания по сольфеджио, основам гармонии и полифонии, истории стилей и жанров. Всё это развивает музыкальное мышление, вкус, эрудицию, способность общаться на ином - художественном уровне. Совсем не обязательно выпускник станет музыкантом-исполнителем, музыкантом-сочинителем (хотя наши выпускники успешно продолжают свое обучение в музыкальных ВУЗах страны). Но трудно себе представить композитора или исполнителя, которым не с кем было бы поделиться своими наблюдениями, переживаниями, чувствами и эмоциями, если бы не было внимательных, заинтересованных, грамотных слушателей, могущих по достоинству оценить и смелые новаторские эксперименты, и бережное развитие традиций вообще в искусстве, и в музыке в частности! Бывает, что приходит, порой, учащимся или родителям в голову мысль «зачем же столько предметов, может быть, лучше было бы только учиться играть на инструменте и всё?» Но скоро становится ясно, что именно эти универсальные знания и помогают в жизни ориентироваться, лучше разбираться в людях и ситуациях, острее и тоньше чувствовать, зорче видеть суть явлений. И что отраднее всего подростку или юному музыканту, так это способность самостоятельно овладевать игрой на любом, попавшем в руки инструменте. Кто умеет играть с одним музыкальным инструментом, тот в состоянии играть с любым другим, который придется к душе. Все это, опять же, благодаря тому универсальному комплексу знаний, навыков, о которых речь шла выше. Как в жизни: кто научился говорить с одним человеком, тот найдет общий язык и с другим - вопрос времени и желания. Накануне грядущего 80-летнего юбилея Музыкальной школы № 19 хочется всем нашим преподавателям, кто так преданно служит искусству, каждый день вместе со своими любимцами-инструментами воспитывая очередное поколение юных музыкантов, пожелать крепкого сибирского здоровья, оптимизма, веры в то, что «Красота спасет мир»!!!
А.А.Литвиненко, музыковед – преподаватель, руководитель лекторской просветительской группы «Лира» МБУ ДО «Музыкальной школы № 19»
| |
|