04:19 Заметки музыковеда часть 2 | |
Так уж сложилось, что в России день 8 марта – Женский праздник, а 23 февраля для всех – это праздник Мужчин, вне зависимости - служил ли в армии, имеет ли отношение к военной службе человек. Для нас - женщин даже маленький мальчишка мыслится, как наш будущий защитник. Потому что Отечество – это дом, где ты родился, это твоя земля, это матери, жены, дети, это весь тот опыт, что достался от предков, это та культура и традиции, которые легко разрушить, а создавать заново – на это уходят не десятки, сотни лет! Любая война-это разруха, грязь, мерзость и запустение, это поругание и насилие над всем, что любимо и дорого, над теми, кто любим и дорог. Вот потому мужчины всегда в борьбе, сражениях до последней капли крови защищали всё то, что на Руси при любой власти и форме правления определяли одним словом - ёмким, звучным - Отечество! В нашем коллективе, в музыкальной школе, конечно, больше женщин. Мужчины в последние годы всё реже выбирают деятельность музыканта, хотя среди великих композиторов, исполнителей и педагогов чаще всего фигурируют мужские имена. Есть среди них и настоящие Защитники Отечества и герои! Кто из вас знает, что в тяжелые времена на Руси вместо гудков, свирелей и гуслей брали в руки мечи и копья даже скоморохи-потешники? Их имена канули в Лету, они навеки остались безымянными, как и тысячи воинов князей Игоря Святославича, Александра Невского, Дмитрия Донского. Но музыканты о них не забыли и в народе скоморохи памятны не только своими потешками и охальными прибаутками, с какими одного из них изобразил в своем фильме «Андрей Рублев» режиссер Андрей Тарковский. Великий композитор С.С.Прокофьев в своём монументальном хоровом полотне, в кантате «Александр Невский», в самый кульминационный и зрелищный момент 5 части «Ледовое побоище» вдруг дает прорваться сквозь лязгающую звучащую массу оркестра плясовому скоморошьему наигрышу – всего несколько интонаций у деревянных духовых инструментов! И тут же возникает образ тех, кто, оставив шутки-прибаутки, рожки да сопели, встал плечом к плечу с богатырями русскими против врагов. А как любили слушать песни и романсы под гитарный перебор солдаты и офицеры полка знаменитого Дениса Давыдова! Этот легендарный гусар, герой войны 1812 года сочинял стихи и сам распевал их на песенный и романсовый лад! По словам князя П. А. Вяземского, Давыдов до самой кончины сохранил изумительную молодость сердца и нрава. Веселость его была заразительна и увлекательна; он был душой дружеских бесед. В полку Дениса Давыдова служил ещё один герой войны с Наполеоном. Его во всём мире знают, как композитора, автора знаменитого романса «Соловей» и многих других замечательных вокальных сочинений. Это Александр Александрович Алябьев! Его заслуги перед Отечеством тоже были отмечены орденами и медалями. У большинства слушателей военная музыка ассоциируется с маршами. И это правильно. Но мало кто знает, что авторы любимых старинных вальсов «На сопках Манчжурии», «Голубая ночь над Порт-Артуром», «Берёзка», «Амурские волны», «Голубая ночь» - капельмейстеры военных оркестров. Это И.Шатров, Е.Дрейзин, М.Конюс, В.Агапкин. Исполняемые на протяжении XX века в летних скверах, беседках и парках духовыми оркестрами, эти вальсы создавали атмосферу покоя, непринужденного отдыха для гуляющих. А между тем, за рождением каждого их них своя героическая, а то и трагическая история. Почти ко всем этим вальсам - написаны слова. Это достаточно редкий случай, когда стихи пишут к готовой уже мелодии, чаще бывает наоборот. Мало кто знает, что полное название старинного вальса Ильи Шатрова, который так мужественно и проникновенно исполнял Дмитрий Хворостовский в своей программе «Песни военных лет», звучит, как «Мокшанский полк на сопках Манчжурии». Вот что хочется, чтобы знали наши юные музыканты и наши слушатели: «В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк принял участие в сражении под Мукденом и Ляояном. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Павел Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!..» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперёд за знаменем полка. Воодушевлённые солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава - осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен серебряных труб» (материал взят из Википедии). А вальс «Мокшанский полк на сопках Манчжурии» И.Шатров посвятил погибшим товарищам. Глубочайшего уважения заслуживает и судьба другого капельмейстера, Евгения Дрейзина! Он принимал участие в Русско-японской войне 1904—1905 гг. Был капельмейстером 26-го Восточно-Сибирского полка, которым командовал отважный генерал-майор В.Г. Семёнов (не путать с атаманом Семёновым). Дрейзин проявил героизм при обороне Порт-Артура. После сдачи крепости в числе других защитников попал в японский плен и находился в лагере Мацуяма. Он и музыканты его духового оркестра не посчитали возможным быть депортированными на Родину, как другие некомбатанты (врачи, интенданты, священники и проч.)! Они разделили со своими боевыми товарищами все тяготы японского плена. В плену и был написан проникновенный вальс «Березка». По освобождении Е.Дрейзин служил в своём полку в Иркутске. Занимался преподаванием в кадетском корпусе и сочинял музыку вальсов, маршей и романсов. В составе 7-й Сибирской стрелковой дивизии был на Северо-Западном фронте во время Первой мировой войны. В этой статье я не могу, не имею права не упомянуть подвигов музыкантов и актёров Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Они ездили на передовые и по госпиталям с концертами. Это и Лидия Андреевна Русланова, и Леонид Осипович Утесов, и знаменитый Ансамбль песни и пляски Советской армии п/у Александра Александрова и многие другие. Свою 7 симфонию «Ленинградскую», Дмитрий Шостакович писал в блокадном городе. Известно так же, что ленинградская премьера симфонии в1942 г. была для дирижера Карла Ильича Элиасберга, настоящим подвигом! Многие оркестранты вовсю сражались на фронтах и в обороне Ленинграда, и нужно было всех собрать, получить разрешение на отзыв из действующей армии для репетиций. В интернете есть фотографии из зала Ленинградской филармонии, посмотрите их внимательно! Тощий, полуголодный Элиасберг, на котором фрак, по воспоминаниям Шостаковича, «висит, как на вешалке», стоит за пультом лицом к фотографу (фотографировали со стороны оркестра), руки взмыли вверх с тонкой, как спица, как он сам, дирижерской палочкой… Ольга Берггольц так напишет после войны о подготовке к этой премьере: «Ванна, лишняя каша, человеческая воля – вот из всего этого получится Седьмая симфония». Это всё известные факты биографии Шостаковича и Элиасберга. Но когда я знакомилась с монографией о Шостаковиче музыковеда С.Хентовой, меня поразил другой момент. Известие о начале войны застало Дмитрия Дмитриевича и консерваторцев во время экзаменов. В первые же дни отправились записываться добровольцами, стали организовывать концертные бригады. Но тут же стало ясно, что скрипки и виолончели на передовой не годятся – тихо звучат, «медь» - наоборот, без микрофонов заглушит вокалиста. Срочно требовалось делать переложения и аранжировки для баянов и аккордеонов. Немаловажный вопрос: какую музыку играть солдатам, чтобы не только поднимать боевой дух, но и отогревать души, истосковавшиеся по родному дому? Шостаковичу приходилось пересматривать тонны нот классических произведений, отбирая подходящую по жанру, по степени сложности музыку. Ведь разучивать, зачастую, было некогда, нужно было отобрать такие произведения, чтобы можно было играть с листа. Так вот, поразило меня то, что только за трое суток - 12,13 и 14 июля 1941 г., Дмитрий Дмитриевич Шостакович сделал инструментовку 27 романсов и песен-111 страниц нотного текста, от руки переписывая партии фортепиано для баянов или аккордеонов!!! Музыканты поймут, какой титанический труд он совершил в эти трое суток! А не музыканты, просто поверьте - это МНОГО, ОЧЕНЬ МНОГО! Всех восхищает выносливость и работоспособность, например, маршала Жукова, который трое суток, бывало, не спал во время войны. Так вот, чтобы осуществить в таком объеме то, что сделал Шостакович, тоже нужно трое суток не есть, не пить и не спать!!! Вот, зная всё это, когда слышу от обывателей слова «петь и плясать - не мешки ворочать!» у меня появляется горькая, а иногда лукавая усмешка! У нас в музыкальной школе, к сожалению, нет сейчас ни одного мужчины-преподавателя. Но нам есть кого поздравить с Днем защитника Отечества! У нас замечательные, ответственные сторожа – Сергей Викторович Лемешев, Александр Федорович Емец. Они мастера на все руки, всегда готовые придти на помощь, даже если это не входит в их функционал! И, конечно, наши любимые мальчишки - вокалисты и инструменталисты всех специальностей! Серьезные и бесшабашные, активисты и тихони, озорники и выдумщики, неуёмные и творческие, с Праздником вас поздравляют преподаватели и ваши одноклассницы! Дорогие читатели моих «Заметок», вы резонно можете подумать, что для того, чтобы поздравить своих коллег и учеников, вовсе не обязательно было вдаваться в пространные экскурсы о музыкантах. Правда, можно было обойтись. Но отвечу вам на это словами нашего земляка - драматурга, писателя, режиссера и актера – Евгения Гришковца. В своём моноспектакле «Дредноуты» он так пояснил цель подобных экскурсов: «...Там, в книгах про корабли, есть много про мужские мечты, иллюзии, амбиции… Эти книги вполне доступны и написаны менее путанным и невнятным языком, чем гадкие книжки о мужской психологии. Книжки о мужской психологии женщины покупают и читают. Хотя там про мужчин написано, как про каких-то диковинных животных или про инопланетян с очень странным поведением… А в книгах про корабли - есть описания! Да, да, описание мужчин в том состоянии, в котором женщины мужчин никогда не видели. Описание того, как они, мужчины, умирали. Умирали в бою…Если бы женщины прочитали Эти книжки, то им, может быть, стало бы лучше и легче. Может быть, они бы с большей надеждой смотрели бы на нас… Да, вот лично на меня…» Вот так и мы, зная, что среди музыкантов есть настоящие Герои, просто верим в вас - наших Защитников Отечества! А.А.Литвиненко, музыковед-преподаватель, музыкальной школы № 19
| |
|