04:34 Заметки музыковеда часть 3 | |
Заметки музыковеда
Близится юбилейный концерт, посвященный восьмидесятилетию музыкальной школы. Но любой человек, идущий мимо по своим делам, не заметит никакого ажиотажа или внешних изменений в работе школы. Так же видно в окна первого этажа, как ведут уроки сольфеджио О.Ю. Гаврилова и Т.В. Загидулина – обязательно кто-нибудь из детей дирижирует и поёт или вызван к инструменту для решения музыкальной задачи. Так же доносятся из окон деревянного старенького здания привычные звуки аккордеонов - это занимаются с детьми наши О.А. Подолякина, Л.Р.Полякова и Т.А.Полуэктова, их ученики непременные участники и победители всевозможных конкурсов, звуки их аккордеонов украшают городские мероприятия и праздники. В этом же, левом крыле на втором этаже находятся по соседству кабинеты О.Г.Батуриной (в этом классе баяна когда-то преподавали в разные годы известные всему городу баянисты Р.В.Некрасов, В.А. Красильников) и воспитателя не одного поколения лауреатов фортепианных конкурсов – от городского до Международного уровня – Л.А.Красовской. Конечно, наше здание очень-очень старое и никаких специальных перекрытий или звукоизоляции здесь нет! И впервые попавшему в наши стены человеку может показаться невозможным такое тесное и близкое соседство - отовсюду раздаются звуки: кто-то отрабатывает один и тот же мелодический оборот, приспосабливая руку к ловкости и удобству в нужной манипуляции; кто-то по «150 раз» ставит один и тот же аккорд, нарабатывая пружинистость, сгруппированность и скоординированность всего исполнительского аппарата (пальцы-кисть-локтевой сустав-плечевой сустав и т.д.). Очень здорово, правдиво и смешно показали суть звукоизвлечения и отношения исполнителя и педагога к своему инструменту в пародийной сценке «Бубен» актеры из команды КВН «Уральские пельмени»! Однажды молодой человек лет двадцати пяти, ожидающий в коридоре свою младшую сестренку, спросил меня: «А вы здесь не устаете от всех этих звуков? Я бы сошел с ума, если бы вот так с утра до вечера каждый день!..» Я в ответ улыбнулась и ответила ему, что я здесь душой и умом отдыхаю. А вот безмерно устаю и расстраиваюсь, когда слышу грубую ругань или озлобленные интонации, или того хуже – матерщину, и не важно - это необузданная брань подвыпившего прохожего или «невинные» соединения в речи общающихся в автобусе, на остановке или в магазинной очереди горожан. А то, что вокруг меня в школе - это Музыка! Да, пусть только зарождающаяся, пусть до полноценного красивого исполнения надо ждать четверть или полгода, но это уже музыка! И я каждый день являюсь свидетелем и, конечно, участником того, как зарождается идея, как потом появляется творческий порыв и как ребенок и его наставник сталкиваются с техническими трудностями или с трудностями интерпретации, и как, порой, руки опускаются, когда усилий требуется больше, чем думалось изначально. Я и сама не раз на всех этапах обучения – от музыкальной школы до КГАМиТ (КГИИ) - сталкивалась вот с этими препонами: уже нет сил, кончается запас эмоций, а ухо слышит, что ещё «сыро», что чего-то не хватает, еще не звучит произведение. Есть у музыкантов даже такой приём - оставить произведение на месяц или на какое-то время, не играть его вообще, а потом со свежим взглядом, с новыми силами вернуться и с нового этапа начать дальнейшую работу над нюансами. Вот тогда может родиться подлинный шедевр, продуманный, выстраданный, любимый, который уже хочется отдать людям. Вот тогда не до заботы о своем волнении при выходе на сцену, тогда не волнует лишняя складка на платье и как завязан бант. Тогда ребенок по-другому дышит, по-другому смотрит, даже идет на сцену другой походкой, играя вдохновенно, унося нас с собой в иную реальность, в иной мир. А после выступления его ещё долго «нет с нами» - это видно по глазам, по общему состоянию. Вот это уже настоящий артист! И это не зависит от возраста, а только от степени способностей, таланта и трудолюбия, и огромного желания научиться этому чуду! А ведь то, о чем я сказала, для композиторов тоже в какой-то момент стало ТЕМОЙ для музыкального воплощения. Замечательный, неподражаемый в своем искусстве игры на фортепиано, русский композитор Александр Николаевич Скрябин во многих своих сочинениях – и фортепианных, и оркестровых - говорит с нами о сути творчества, о самом процессе, о том, как появляется идея, о волеизъявлении, о колоссальной борьбе Духа с внутренними препятствиями и барьерами на пути воплощения идей, о невероятном наслаждении от достигнутого и удовлетворении, которое только может почувствовать достигнувший Идеала Художник. Он даже музыкальным темам и мотивам дает определения: «тема волеизъявления», «тема Звезды», «тема полета», «тема борьбы», «тема наслаждения». Этот музыкальный мыслитель, философ, настоящий музыкальный ученый на рубеже XIX-XX в.в. не только предвосхитил открытие цветомузыки, но достиг оркестровыми, тембровыми и гармоническими звучаниями состояния звуковой материи как звуковой плазмы – очень необычное звучание и воздействие на слушателей! Он, может быть, как никто другой, чувствовал, понимал и смог выразить идею Красоты, которая спасет мир. Его Симфония № 1, по сути, юношеское сочинение заканчивается, подобно Бетховенской 9 симфонии, обращением к Человечеству словами хора «Придите все народы мира, Искусству славу воспоём!» Этот его призыв стал для нашей музыкальной семьи девизом, эти слова видит каждый входящий в холл музыкальной школы горожанин. Эту веру в силу Искусства Александр Николаевич Скрябин пронес через всю жизнь. На фотографиях мы видим его одухотворенное, почти с экзальтированным взором выражение лица. Дети, всматриваясь в его лицо, изрекают часто: «Он как будто не от мира сего!» Конечно! Чтобы нести подлинное, настоящее, быть свидетелем и проводником прекрасных идей, уметь создавать и творить, вести за собой, включать слушателя и зрителя в Художественное пространство, нужно самому быть или научиться становиться «не от мира сего». Иначе просто ничего не выйдет, будет, как у всех, обыденно. А сила Искусства, сила Музыки и заключается в том, чтобы устремлять человека к Прекрасному, чтобы Человек не забыл, что это такое и как душе в этом состоянии пребывает. Это гораздо сложнее, чем проучить пассаж, вызубрить наизусть и играть «без ошибок» нотный текст. Поэтому, уважаемые наши слушатели, вы, опоздав на концерт или, почувствовав желание «выйти на минуточку» из зала, «зайти не заметно» никогда не делайте этого во время выступления, особенно, если на сцене играет ребенок! Помните: он в образе, он всеми силами старается быть «не здесь», он Творит Прекрасное - не помешайте, не разрушьте это хрупкое, созданное таким трудом!!! А наградой нам всем будет то удовлетворение и наслаждение, которое душа ни с чем не перепутает! Вы можете усмехнуться на эти мои патетические излияния: «А если ребенок сыграл с ошибкой, споткнулся? Чего же тут прекрасного?» Верно, у пианистов есть такое понятие об ошибках: фальшивые ноты, как капли крови на белых клавишах! Очень яркое, образное и убедительное высказывание. Но, поверьте, те же музыканты вам скажут и другое. Бывает, что исполнитель весь нотный текст выиграл правильно, не было ни одной помарки, соблюдались все «форте» и «пиано», но при этом он сыграл ни о чем, без эмоций, не выразив содержания, не оставив никакого следа в душе слушателя. И наоборот – даже при небольших помарках исполнителю удается создавать блестящие звуковые полотна, картины, образы, которые запечатлеются надолго, а иной раз и меняют отношение к автору, произведению, к целому стилю, а то и к самому артисту. В канун нашего Юбилея пожелаю всем взаимопонимания, радости от общения с настоящим искусством! Тем дороже, что это настоящее творят наши с вами дети, те самые, которые шалят, порой могут надерзить, наглупить. Но выходит на сцену играть тот, настоящий человечек, без всего наносного и «прилипающего» от мира, выходит, чтобы порадовать нас! Благодарю всех преподавателей - мудрых, терпеливых наставников, которые открывают секреты мастерства нашим юным музыкантам, много лет ведут нелегкими, но прекрасными путями, помогая ориентироваться в мире Музыки!
А.А.Литвиненко, музыковед-преподаватель, руководитель лекторской группы «Лира» МБУ ДО «Музыкальная школа № 19»
| |
|